Я спросил у критика…
КАКАЯ ГАДОСТЬ!..
Кинорецензия
В канун Нового года российские телеканалы приготовили зрителям сюрприз — новый фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы или С легким паром!» Может, по каким-то каналам уже крутили пиратские копии, но лично я эту картину увидел впервые и готов поделиться своими впечатлениями.
Фильм до боли напоминает что-то родное, знакомое, не раз уже виденное. Возможно, это ощущение возникает оттого, что снят он в любимом в последнее время жанре ретро. Скрупулезно воссоздана обстановка начала 70-х годов, герои одеты по последней моде тех лет: румынские дубленки, югославские сапоги, польские стенки, «Советское шампанское». Впечатляют декорации советского Ленинграда, построенные во дворе «Мосфильма». Словом, декораторы и костюмеры потрудились на славу!
А вот сценарий и режиссура явно подкачали. Господин Рязанов так и не смог определиться с жанром. Если это комедия, то где, спрашивается, шутки, способные по-настоящему развеселить подвыпившего под Новый год телезрителя? Где смешные падения, забавные увечья и переодевания в женское платье? А если это драма, то почему никого не изнасиловали, никто не умер, держа кишки в руках и харкая кровью в лучших традициях мирового и отечественного кино?..
Чем дальше, тем всё более угнетает зрителя мрачная атмосфера плохо освещенных панельных многоэтажек. На улицах никого, лишь редкие стайки явно перепивших людей. Весело же встречают Новый год в России по мнению режиссера Рязанова!
И в то же время практически никак не отражена душная атмосфера брежневского тоталитаризма, тяжелая атмосфера нищего рабского существования советских людей. Все их беды отодвинуты на задний план, а зрителю предлагается разбираться в мелочных терзаниях героев. Общая идея комедии такова: напившись, вы рискуете неизвестно где оставить свой веник.
Ни к селу ни к городу в фильме звучат старые, набившие оскомину на радио «Шансон» песни братьев Никитиных. При этом рот открывает артист Мягков, а за Барбару Брыльску поет, как следует из титров, Пугачева. Голос и манера непохожи, но чего нынче не сделаешь на компьютере. А вот Киркорова озвучивать Андрея Мягкова почему-то не допустили*).
Кстати, говорят, что за свои роли Мягков и Брыльска не получили обещанных многомиллионных гонораров, ибо всё ушло на оплату пугачевского голоса.
* * *
Конечно, фильм о том, как человек может предать любимую женщину, не может не тронуть. Авторы здраво рассудили, что большинство женатых мужчин будет смотреть фильм и мечтать о том, чтобы напиться в бане с друзьями и очнуться где-нибудь в другом городе, с новой женщиной… Что и говорить: все мы, независимо от возраста, любим красивые сказки.
Конечно, многое в фильме кажется фантастическим, неправдоподобным. Герой Мягкова в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство, оказывается в самолете по чужому билету. Попробуйте повторить данный эксперимент. Камера временного содержания будет его результатом! А тут… Человек летит из Шереметьево в Пулково, а служба досмотра стесняется спросить, как его зовут — Женя или Зелимхан. А вдруг у пьяного Жени в носках что-нибудь сработает?!
Удивляет также то, что герой Мягкова, советский человек, попав в Ленинград, пусть даже таким экстравагантным способом, даже и не предпринял попытки посетить Смольный, где вершилась судьба Октябрьской революции, не возложил цветы к памятнику вождю мирового пролетариата, что у Финляндского вокзала. Нарочитая аполитичность героя выдает неуклюжее стремление авторов фильма запоздало встать в один ряд с шестидесятниками.
Идем дальше. Как-то слабо верится, чтобы простому хирургу и его матери (в Москве), простой учителке и ее матери (в Ленинграде) выделили по трехкомнатной квартире на 3-й улице Строителей**).
Как мне кажется, фильм явно сделан «на потребу» нынешним бюджетникам (врачам и учителям). Сладкая сказка о трехкомнатных квартирах, перелетах из города в город пьяного принца явно призывает врачей и учителей не выходить с акциями протеста и не требовать заработной платы, а сидеть в своих занесенных снегом квартирках и поедать дешевую (потому и гадость!) заливную рыбу.
При этом Мягков шутит: «У нас не очень большие квартиры!» Поймут ли его юмор современные таджикские строители или вьетнамские коммерсанты, проживающие по 15-20 человек в одной комнате и не знающие русского языка? Сильно сомневаюсь.
Подтасовкам и фактическим неточностям в фильме несть числа.
Чего стоит, например, уборка снега в новогоднюю ночь! Где это видано?! В будние дни снег не убирается, а тут, аж в самый разгар пьянки, ездит грузовик и вываливает снег в реку! Тут уж у сценаристов явно ум зашел за разум!
А как, скажите, герои фильма обошлись в новогоднюю ночь без обращения старенького Генсека к советскому народу? Не смешите, господа киношники…
Опять же, лифт. Очень ненатурально, неправдиво работает в новогоднюю ночь лифт! По всей логике жизни, лифт в новогоднюю ночь ДОЛЖЕН БЫЛ застрять! Еще лучше, если с главными героями внутри! Вот тут бы и прорезались все характеры, вот тут бы люди показали себя, а не пели бы под гитару песенки про то, что у них нету тети!..
* * *
Нету у него тёти! А ведь мы-то видели, что тётя у него в Москве, салаты режет и крабов открывает. А он втюхивает первой попавшейся смазливой учительнице, что мол у него нету тёти и пожары ему не страшны, потому что у него нету «жаны».
Господи! Как же много еще ходит по земле этаких инфантильных переростков вроде героя Мягкова! Сколько еще несчастья они принесли и принесут женщинам….
Надя (Барбара), кстати, тоже хороша. Когда появляется Мягков, она якобы готовится к приходу якобы возлюбленного, Имполита (или Замполита — как там его обозвали авторы фильма?). Ну подумайте сами: могла ли потенциальная невеста, трепетно ожидающая жениха, приготовить специально для него абсолютную гадость под названием «Заливная рыба»? Она же вроде не дура… Могла приготовить яичницу с колбасой. Вкусно, сытно и трудно испоганить даже плохой хозяйке… Нет, Надя всё просчитала! Отдав свои лучшие годы Замполиту, хитрая панночка предложила свое потрепанное сердце доверчивому мягкотелому Мягкову.
Впрочем, доверчивый мягкотелый Мягков не так уж прост. Почему, думаете, в бане и аэропорту он был пьянее своих друзей? Вопрос, который будет волновать большинство россиян после просмотра. Не будьте детьми: он же врач, а значит, перед тем, как пить в бане водку с пивом, он на работе пил спирт с таблетками.
Удивляет, что такой ушлый дядя даже не попробовал спокойно пожить на две семьи — и в Москве, и в Ленинграде.
В фильме показан частный случай частной измены. А сколько ещё таких недолговечных пар образуется на веселых новогодних вечеринках… Кстати, та невеста Мягкова, от которой он уехал, она, думаете, скучала в тот вечер? Нет, она не скучала! Она тоже себе развлечение нашла! Об этом тоже можно целый фильм сделать!
Лучом света в этом мрачном новогоднем царстве, безусловно, является Имполит-Замполит. Кстати, авторы фильма очень эффективно используют «говорящие» имена. Вот назвали человека Имполитом — всё, сразу ясно, что плохой. А Имполит мужественно борется за свою женщину, он пытается набить всю морду своему сопернику, гневно ездит на автомашине, обливается водой в пальто, давая тем самым понять, что ему не жаль своих кулаков, своей машины, своего пальто и здоровья для Нади! Но коварная женщина уже сделала выбор в пользу похмельного гитариста…
Наряду с Имполитом-Замполитом единственными положительными героями в этой киноленте, в противовес истеричным галям, легкомысленным надям и сладострастным женям, несомненно, являются наши советские лётчики, которые, невзирая на праздник, летают каждые полчаса!
А характеры Надиных подруг!? Побросав под новогодними столами своих пьяных мужей, они со всех ног бегут к подруге Наде, чтобы поглядеть на её нового ухажера Имполита! Позор! Чему могут научить такие «учителя» наших детей? Бросить все и побежать поглазеть на двухметрового красавца в норковой шапке и с машиной (уж об этом-то Надя им доложила в первую очередь, будьте покойны!) Оголтелые самки! А ведь Надя им наверняка сказала, что Имполит — только ЕЁ мужчина и подругам там ничего не обломится! А они все равно бегут, чтобы хоть глазком посмотреть!!! Кошмар.
А какими бездушными и черствыми предстают перед нами герои Мягкова и Брыльской, позволяя выйти на мороз мокрому Имполиту и тем самым обрекая его на смерть!.. И после этого создатели фильма посмели назвать его комедией?!
Все в этом фильме одиноки. Вспомните: парных персонажей нету. Даже таксист, везущий пьяного Женю, а затем полупьяную Надю, за рулём один как перст!
Но, конечно, Замполита жальче всех. По всему видно, что это человек положительный, волевой, целеустремленный, хваткий. Об этом говорит наличие у него автомашины, приобрести которую было не по карману большинству населения тогдашнего СССР. По всей видимости Имполит работает руководителем, и именно на таких как он держалась мощь Советского Союза. В результате всех перипетий Имполит теряет Надю, электробритву и приводит в негодность пальто и шапку, но главное — машина — у него остается. А это значит, что у него есть шанс найти училку не хуже Барбары!
А вот дальнейшая судьба Жени и Нади явно мрачна. Брак престарелых доктора и учительницы — что может быть грустнее? Разве что, пожалуй, брак престарелого зэка-пианиста и вокзальной официантки… Да и трудно будет прописаться лимитчице из Ленинграда в Москве. Не может быть и речи о том, чтобы хирург сменил столичную клинику на ленинградскую. Семья развалится, так и не создавшись.
Мне кажется, будет так: настанет второе января, все герои «Иронии судьбы…» проспятся, придут в себя, посмотрят, что они натворили (а может, многого просто и не вспомнят) и вернутся к своим прямым обязанностям. Женя вернется к Гале, Надя к Имполиту, а телезрители — к вдохновенному созидательному труду.
* * *
Заканчивается фильм, по экрану бегут титры, звучит лирическая музыка Таривердиева, и на душе становится немного грустно от того, что надо идти выносить мусорное ведро и выколачивать на дворовом турнике ковры… И никто не позволит тебе поваляться с малознакомой, но очень приятной женщиной на кровати в первый день Нового года…
Что же касается «Иронии судьбы…», то ясно, что это — явная однодневка. Впрочем, мне хотелось бы вернуться к фильму через год. Посмотреть на него другими глазами. Будет ли он столь же интересен? Сильно сомневаюсь.
А. Кряккенбряккен, кинокритик
*) Кинокритик не в курсе, а мы-то знаем почему, уважаемые читатели. На момент создания фильма Филе было четыре года и он не знал ни слова по-русски. (Прим. ред.)
**) Кстати! Я специально проверил — нет в Москве такой улицы, и в Санкт-Петербурге тоже нет! (Прим. автора)