Ван Паблович Бе
Великий русский советский художник
(1912 — 20..)
Знаменитый русский художник Ван Паблович Бе родился в семье обыкновенных московских прохожих. Отец Вани, Пабел Ренуардович Бе рано ушел к другой женщине с двумя детьми, которую звали, кажется, Лилия Пуцкая. Таким образом отца у Вани не стало, но мать его, Капитолина Бе (урожденная О) старалась, чтобы все ее восемь ребятишек не страдали от отсутствия папы, — Бе часто била их, басовито ругалась матом, уходила в город на заработки, пила горькую.
Кисть Ваня научился держать гораздо раньше, чем голову, поэтому уже в самых ранних работах художника отражен его особый, с небольшим наклоном, взгляд на мир.
Однажды мама оставила пятилетнего Ваню в кабинете своего знакомого вождя Ленина. (Больше просто негде было оставить!) Этому Ленину понравился кудрявый мальчик, он дал ему лист бумаги и остро отточенный карандаш. Минут через пять Ленин уже рассматривал свой портрет. Мальчик сразу перестал ему нравиться. В память о встрече с Лениным Ван Паблович до сих пор бережно хранит кисточку из бороды вождя.
Заметив, что мальчик рисует все, что шевелится и не шевелится, мама отправила его учиться на художника. В художественном училище им. Братьев Богомазовых Ване Бе не было равных. Он всегда заканчивал очередной курс намного раньше своих однокашников. В итоге, вместо пяти лет он учился всего десять. Научившись вдоволь, Ваня нарисовал себе аттестат зрелости с одними пятерками и голой женщиной на обложке и успешно окончил училище. Заметим в скобках, (что Вана вообще с самого детства отчего-то тянуло рисовать голых женщин.)
Однако, в начале творческого пути денег на голых женщин у Бе не было. И Ван позировал себе сам! Разденется, уляжется поудобнее и лежит неподвижно часа три, потом быстро одевается и — к мольберту: писать, писать, пока не изгладились впечатления!
Писать натюрморты поначалу тоже было не с чего. Но все же именно в те годы художник создал свой самый знаменитый натюрморт — «Одинокая морковка».
В поисках денег Бе подрабатывал, закрашивая на музейных фотографиях расстрелянных соратников Ленина, а на картинах старых мастеров подрисовывал крестьянам скорбные лица и обнищание.
Однажды Ван Бе почти бесплатно расписал углем фасад министерства угольной промышленности СССР. Эта-то работа и принесла первый успех и известность молодому художнику.
В период своего профессионального становления Бе преклонялся перед старыми голландскими и русскими мастерами. Подражал их манере — покряхтывал, шаркал ногами, говорил медленно, шамкая. Именно у старых мастеров он позаимствовал привычку — после написания картины ставить в уголке свою подпись «Ван Бе». По этой подписи Ван Бе отличал уже законченные работы от незавершенных или еще не начатых полотен.
Конечно, Бе, как натура впечатлительная, не избежал влияния и более поздних мастеров. Такие картины, как “Белый квадрат”, “Сватовство дезертира”, “Купание красного командира”, “Размножение красного коня», «Сон, навеянный залпом «Авроры» за секунду до революции», служат тому примером. Широкую известность получила картина «Не Дали». На картине изображен барин, неудачно сходивший в баню к крестьянским девушкам.
Но настоящим призванием живописца были, повторяем, голые женщины. (На одной из них он даже женился!) Работа над знаменитым триптихом «Обнаженная с обнаженным», «Обнаженная в валенках» и «Обнаженная с яйцами» заняла у художника 45 лет. Позировала ему одна и та же девушка.
Вскоре видные политические деятели страны Советов стали заказывать у Вана Бе портреты других политических деятелей страны Советов. И Ван с удовольствием подрисовывал на принесенных портретах усики, рожки, клыки и синяки, чем заслужил себе небывалый авторитет и стал самым молодым народным художником СССР. Ну, а после того, как художник выставил портрет голого Ворошилова верхом на голом коне, заказы посыпались как из рога изобилия…
* * *
Война для художника началась неожиданно, ранним июньским утром 1941 года. Получив повестку в пять часов утра, Ван Бе без раздумий отправился добровольцем на фронт. Там, на фронте его кисть и краски помогали разить фашистского зверя. Начальство регулярно посылало его в тыл противника, и он там рисовал пейзажи, из которых становилось понятно расположение вражеских войск. Придурковатого вида человек в мольберте, с беретом, на фоне военных действий, ни разу не вызвал у врагов ни малейшего подозрения…
После войны Ван Бе вернулся к своему любимому делу — к жене.
* * *
Всемирная слава пришла к художнику после того, как его мазню грубо обматерил известный искусствовед Н. Хрущев. После этого Ван Бе автоматически перекочевал в разряд лучших художников нашего времени… Только сейчас мы понемногу начинаем понимать, что Хрущев в чем-то был прав, но уже поздно, ничего не поделаешь.
А в тот момент у художника наступил глубокий двухнедельный кризис. Как он сам говорил, «кисть у него затупилась». Ван Бе рисовал только чертиков и зеленых человечков, а всех окружающих уверял, что он так видит. Для Вана это были дни глубокой депрессии, когда он с трудом заставлял себя брать кисть и возюкать ею по холсту. Именно в это время появилась картина, названная впоследствии «Экспрессия».
Вывести мастера из кризиса смогла только новая интересная работа. Над картиной “Купающаяся колхозница” Ван Бе трудился почти целый год. К концу года колхозница сильно простудилась и слегла с ним.
В кругу творческой интеллигенции имя Вана Бе было очень популярным, однако он никогда не принимал приглашений на модные богемные тусовки. Бе было противно и неинтересно слушать, как люди, называющие себя элитой, ругают его картины.
Действительно, многие искусствоведы сходились и сходятся во мнении, что рисует художник плохо. Но для них так и осталось загадкой, как Бе удается в своих работах передать все семь красок цветовой гаммы!
Как и у любого живописца, у Ван Бе имеются свои маленькие секреты. Эталоном желто-зеленого цвета ему, например, всегда верно служит носовой платок.
Однако, подлинная причина неизменного успеха его живописи у современников состоит в том, что Бе первым стал добавлять в краски хлорную известь. Картины, написанные такими красками, всегда производили на зрителей неизгладимое впечатление. На эти полотна и до сих пор невозможно смотреть без слез…
* * *
Сейчас пожилой мэтр Ван Паблович Бе уже на пенсии, но дело свое почему-то не бросает. Старенький маэстро рисует теперь исключительно машинки, домики с трубой, солнышки и пистолеты.
Искусствоведам же, которые изучают наследие великого Бе, хватит работы еще на долгие годы. Еще долго они будут спорить, что у этих картин где, и где на полотнах что. Где у картин Бе верх, где низ, где зад, а где перед…