ПОНЯТИЯ ОБ ЭТИКЕТЕ

Правила поведения для деловых людей

Впервые увидев собеседника, надо четко назвать свое имя, фамилию и номер статьи.

Показать партнеру свои добрые намерения можно, если дать себя похлопать по карманам и брюкам, а также дать поводить по телу металлоискателем.

Демонстрировать свои открытые ладони стоит лишь в том случае, если хозяин кабинета долго не может найти свою золотую зажигалку.

Общепринятое приветствие «Все бичуешь?» (вариант: «Все VIPуешь?») в деловых кругах означает: «Чем занимаешься?»

Обращение к партнеру «Ваше сиятельство» или «Богоравный вы наш», земные поклоны, в принципе, вышли из моды, равно как и лобызание стоп и питье воды после мытья ног партнера по переговорам. Но иногда эти старомодные штучки могут дать положительный результат, особенно если вы договариваетесь о крупном безвозвратном кредите.

Не принято целовать президента крупной компании в лоб.

Не используйте язык при деловом поцелуе. Сдержите себя.

Хотя в некоторых случаях это бывает оправданно. Образцом того, как следует «рвать дистанцию» с незнакомыми партнерами, служил Л. И. Брежнев, который целовал взасос прямо у трапа всех без разбору. Правда, злые языки утверждали, что целовался-то Ильич с разбором — кого с языком, кого с покусом, а в кого и дымок сигаретный выдохнет.

Визитная карточка — это визитная карточка делового человека. Следует ею дорожить. Если переговоры не удались, надо отнять у горе-партнера вашу визитку.

Вообще-то в России принято обмениваться визитными карточками не до, а после переговоров, чтобы уже в машине, по пути в свой офис вы могли в спокойной обстановке прочесть, с кем вы только что заключили сделку на покупку 100 вагонов леса. Не удивляйтесь, если на визитке будет значиться «Истопник» или «Ген. сторож».

Если все-таки визитку вам вручили до переговоров, обращайтесь с ней бережно. Не стоит прикуривать от врученной вам визитки — это признак дурного тона. Не надо помешивать карточкой сахар в кофе, ковырять в зубах. Не следует смеяться, читая текст на визитной арточке.

Если переговоры проходят в вашем рабочем кабинете, заранее попросите помощников вывести на экран вашего компьютера что-нибудь умное.

Демонстративно и угрюмо выставленная на стол переговоров бутылка водки может произвести двоякое впечатление. С одной стороны вы как бы демонстрируете уважение к партнеру и бутылку водки. С другой стороны вы показываете, что вам партнер не очень-то интересен. Поэтому сначала поговорите с партнером о чем-нибудь. Хотя бы о стаканах или хлебе.

Не стоит кичиться перед деловыми партнерами тем, что вы больше их отжимаетесь и подтягиваетесь, что у вас больше «банки».

Сигареты в России принято гасить о тыльную сторону столешницы.

Чихнув, надо вытереть носовым платком стол, настольные приборы и лицо партнера.

Если переговоры проходят в бильярдной, то лучше сделать партнеру приятное — поддаться ему, а потом уже жестко прокукарекать из-под стола свои условия.

Ведя переговоры, выражайте свою мысль четко и конкретно. Например, если партнер (кидающий) кинул вас (кидаемого), то так прямо и скажите ему: «А ведь ты меня кинул, партнер!» Словесный слалом типа «Дальнейшее удлиннение срока погашения имеющейся у вас задолженности чревато…» может быть неправильно понято или не понято вовсе.

В перерыве между раундами переговоров можно подать так называемый «кофа».

При подписании договора ручка должна быть в правой руке, а фигушка в левой.

Во время переговоров старайтесь пореже употреблять словосочетания «ну уж дудки», «вот вы и подставились».

И не надо слишком откровенно радоваться заключенной сделке. Иначе партнер поймет, что вы его надули.

Достигнув соглашения, не следует сразу же отворачиваться в угол кабинета, теряя интерес к собеседнику. Некоторые отнесутся к этому с пониманием, но многие обидятся.

Дарить партнеру дорогих подарков не стоит. В качестве презента подойдут открытки, спички. Но не дарите слишком дорогие открытки или спички, иначе это может быть расценено как взятка!..

Дарить семечки не стоит ни в коем случае.

Если вы хотите подарить секретарше шоколадку, то не следует делать из этого события, не надо говорить помпезных фраз, вроде «А это — вам!». Лучше незаметно «забыть» шоколадку на столе секретаря, для пущей незаметности обернув ее в неприметные театральные билеты, скажем, в Большой театр…

Чиновникам, до замминистра включительно, уместно оставлять чаевые в размере 5-10 % от суммы подписанного контракта.

На предложение «обмыть» сделку лучше ответить вежливым, но решительным согласием. В процессе «обмойки» можно обсудить содержание «Договора», который вы только что заключили, особенно главу «Другие условия».

Кстати, отправляясь на переговоры, обязательно отпроситесь у супруги на весь следующий день.


Оцени запись
[Всего: 1 Average: 5]