Иван Колупала — древний славянский праздник.

Отмечался обычно летом, в июне-июле, когда Солнце вырастало до размеров Земли (День летнего равноземия).

Другие названия праздника: Землеворот, Землерылий день, Солнцекрот, Йонас Грунтас (литовский), Землепан (польский) и др.

Праздник связан с древним общеславянским божеством Землеперуном (Землерылом).

 

Считалось, что ко дню Ивана Колупала земля набирает полную силу, а потому силу эту надо от земли брать. Мужчины, особенно богатыри и их кони, закапывались в землю по колено, по пояс. Молодых девок, страшных ликом, мазали землёй и грязью до неузнаваемости, а иногда окунали в землю с головой и задирали подол. Считалось, что в таком виде страшной девке легче будет найти до себя желающего или суженого, или контуженного.

 

После таких погружений и окунаний следовали омовения. Отсюда – другие названия праздника:

 

День Землицы и Водицы, Иван Стирала (Енотья Полоскунница). В ночь на Ивана-Енотью на реку выносили всё бельё и зимнюю одежду, снимали с себя летнюю одежду и стирали вообще всё, стоя голышом и с посиневшими губами в студёной реке или озере. Потом разводили костры на берегу и всё выстиранное сушили у огня, а сами голые бегали вокруг, чтобы согреться.

 

Некоторые девки, кстати, не только бегали вокруг, но и прыгали через костер с целью эпиляции ног, а если повезёт, то и зоны бикини.

 

Иногда между кострами прогоняли скот, а потом прыгали через дымящиеся коровьи кучи.

 

Кострам приписывалась мистическая очищающая способность. Якобы огня боялись ведьмы и прочая нечисть. Считалось, что испугавшись, злые колдовские силы собираются ночью на Капитолийской горе в Вашингтоне, в Лысом кабинете, и совещаются.

 

Согласно другим поверьям, на Ивана Колупалу ведьмы становятся особенно сговорчивы, и с ними в эту ночь хорошо прыгать через горящую постель.

 

Кое-где очищающие свойства огня понимали буквально, и бросали через костёр грязные овощи и фрукты, грязное белье, наивно полагая, что они после этого становятся чистыми и нужно только смахнуть сажу и копоть и съесть очищенное или надеть.

 

Из этого вытекала ещё одна важная особенность колупальской ночи — очищающие клизмы. Получившие клизму парень и девушка брались за руки и терпели. А не стерпев, прыгали в реку.

 

За ними следовали и все остальные, кто уже согрелся и напрыгался у костра.

 

Купаться разрешалось во всех водоёмах, кроме тех, что были заражены русалками.

 

Все купальщики должны был иметь специальные купальные шапочки, связанные из пятидесяти различных трав (в основном, из лопуха), и специальные купальные очки. Вместо стёкол на такие очки натягивали бычий мочевой пузырь.

 

Чуть выше мы упомянули лопух. Это не случайно. Лопуху отводилась особая роль и при обрядовом купании. Лопухом удобно было прикрывать, вытирать и опахивать пахи и другие срамные места голых купальщиков и купальщиц.

 

Согревшись и обсушившись по второму разу, девки начинали заниматься глупостями. Например, плести венки и бросать их в воду. Опуская венок в воду, девушка внимательно следила за его поведением. Если венок плывёт медленно, цепляется за осоку, значит, парень не торопится с женитьбой, а цепляется за каждый встречный сарафан. Если же венок крутится на месте и аж подскакивает на воде, суженый практически готов к браку. Если венок тонет, а потом всплывает – знать, жених будет запойный. Если венок плывёт против течения или запрыгивает на другой венок, то он и вовсе не жених.

 

В некоторых деревнях плели очень много венков – на каждого жителя и всю деревенскую скотину, чтобы от нее тоже отогнать злых духов. Самая морока было с курами и цыплятами, зато потом ещё долго бегали по деревенским улицам куры в маленьких веночках.

 

Популярны также были венки из шиповника. Девушки плели их и надевали на головы парням, за которых не собирались замуж ни при каких обстоятельствах. А иногда девушки для таких парней плели венки из крапивы и заталкивали им в портки…

 

 

* * *

 

Кроме Ивана Колупалы, у славян-язычников были и другие праздники. Назовём ещё три.

 

Иван Сусала. Другое дохристианское название праздника непечатно (литературная версия — Иван Хлебало, оно является древнеславянским вариантом имени Иоанна Смесителя).

 

К этому дню (к Ивану Сусалу) парни набирали полную силу и хлестали друг друга по сусалам. Особую роль при этом играли берёзовые колья. Девки водили вокруг избитых хороводы с визгливыми причитаниями, прикладывали к разбитым сусалам подорожник и опять-таки лопух.

 

Иван Ёлыпала. Праздник был связан с древним культом Ели, как символом лесной силы. В ночь на Ивана Ёлыпалу в лесу искали цветок ельника. Кто находил цветок ельника, тому открывались и клады глубокие, и коды замочные, и пароли заветные, и логины.

А те пары, что не находили цветка, просто рвали еловый лапник да и ложились на него. Укрывались лопухом. Если девушка не жаловалась, что колется, то у неё был шанс выйти замуж прямо в ночь на Ивана Ёлыпалу.

 

Иван Собирала. В праздновании Ивана Собиралы особую роль играли цветы. На цветах лежали, на цветах спали, на цветах ворочались, с цветов вставали, цветы рвали, цветами кидались, цветы ели и цветами же подтирались.

 

В полночь на Собиралу следовало не глядя набрать как можно больше цветов, положить под подушку, а утром громко чихать, сморкаться, потом выпотрошить подушку и постирать наволочку…

 

Как видите, все праздники у древних славян были похожи друг на друга и отмечались примерно одинаково: едой, любовью, гаданием и прыжками. Выходит, наши предки были беззлобными, наивными, прыгучими людьми. Немного жаль, что мы не такие.

 

© 2013 «Красная бурда»

Рисунки М. Смагина

Оцени запись
[Всего: 7 Average: 5]