Часть 1 – здесь: https://redburda.ru/piplkamon/
Изначально обряд погребения в Египте был очень простым. Тело усопшего выносили в пустыню, и лет за двадцать оно приобретало крепость, твёрдость и другие свойства погремушки. Но за двадцать лет египтяне успевали забыть, где кто валяется, и поэтому стали строить гробницы, на стенах которых подробно записывали, кто, почему, с кем и зачем тут лежит.
Свежеумершему фараону перед смертью не надо было очищаться от грехов, исповедоваться, причащаться, а надо было причесаться и очиститься от внутренностей.
А уже непосредственно перед бальзамированием у покойного вынимали мозг. Делали это через нос, а не через женские упрёки, поскольку любые упрёки мёртвому по барабану.
Однако вместе с мозгом удалялась вся важная информация, так что, оказавшись перед богами, фараон был чист и пуст, и не мог сообщить о себе буквально ничего. Именно потому стены усыпальниц расписывали комиксами, которые поймет даже самый безмозглый ребенок. Это была подсказка для фараона, чтобы он мог подглядывать на стены и отвечать на самые сложные вопросы комиссии богов. Комиксы содержали сюжеты из похождений виновника торжества при жизни и в загробном мире.
***
Затем приступали к бальзамированию. Тело фараона натирали, но не на тёрке, а руками, а также солью, перцем, чесноком, маслом и хорошенько высушивали. Добавляли зелень и паприку по вкусу (как велел при жизни фараон) и выкладывали фараона в хорошенько просмоленный саркофаг грудкой кверху. Приятного погребения!
В саркофаг добавляли многочисленные ароматические масла, чтобы фараону вкусно пахло на том свете, и вообще всё прошло как по маслу.
При проведении всех манипуляций жрецы постоянно воскуряли и возносили молитвы соответственно видениям и откровениям, вызванных воскурениями. Воскурильщики тогда ещё не знали, что воскурять вредно.
Казалось бы, можно уже погребать, но нет! Готовое к погребению тело отправлялось на гастроли по крупным древнеегипетским городам, чтобы все жители могли как следует поскорбеть или, как говорили в Древнем Египте, скорбануть.
Во время собственно похоронной процессии на лицах родных и близких, идущих за саркофагом, тоже обязательно должна была быть неподдельная скорбь. Богатым и влиятельным провожающим скорбь рисовали специальные слуги.
***
Большое внимание уделялось дизайну саркофага, его окраске, лакировке, тонировке, обвесам, обтекаемой форме, всяческим золотым молдингам. Всё это делалось, чтобы хозяину не пришлось краснеть перед богами, что он, дескать, путешествует по загробному миру на «ведре».
В саркофаг клали дополнительную голову из камня на случай, если фараон на том свете сильно ударится обо что-нибудь головой.
Многие мумии были оснащены заупокойной литературой, в которой, как правило, содержались инструкции о том, как вести себя в загробном мире, что-то вроде техники безопасности. «Не стой под землёй», «Берегись Осириса», «Саркофаг спасёт» и так далее.
Кроме правил по ТБ, погребальные папирусы содержали добрые пожелания счастья, здоровья, долгих лет жизни в царстве мёртвых, встреч с интересными богами и так далее. «Что пожелать тебе, не знаю, ты только прекращаешь жить. Но от души тебе желаю с хорошим боженькой дружить!» Ну, или «с хорошим демоном», если покойник следовал в ад.
В гробницу обязательно приносились заупокойные жертвы – как правило, продукты питания – хлеб, водичка, пироги. Но не очень много, чтобы покойный на том свете не сильно поправился и не застрял в саркофаге, когда придёт его очередь предстать перед Осирисом.
Украшенные стены усыпальниц, как мы уже упоминали, несли ту же функцию, что и стены современных подъездов. Боги, спускавшиеся к мумии, могли узнать, кто задолжал по кредиту, кто из подданных фараона – «праститутка», что «Хотелвспотеп – жив!», и много другой полезной подъездной информации.
На бесчисленных картинках изображение самого покойного было каноническим: это лицо и ноги в профиль, а нижняя часть туловища – в фас. Согласно верованиям, это помогало усопшему сохранять гибкость тазобедренного сустава в условиях новой жизни.
Вход в гробницу замуровывали камнями, оставляя, однако, сверху небольшое отверстие для передач. Дырку делали также с таким расчетом, чтобы один раз в год всемогущий бог Ра мог просунуть своему покойному поклоннику несколько фотонов света.
***
Что же касается нашего старого знакомого фараона Пиплкамона, то, по сведениям учёных, он тоже как следует подготовился к отходу в мир иной: почистил зубы, омыл попу, пожелал спокойной жизни своему народу и отправился спать вечным сном, потому что ему рано вставать на встречу с богами.
Владыка делал это безо всяких капризов и «не хочу», ведь с самого раннего детства мальчик знал, что его ждёт, и годами репетировал отход в загробный мир, подолгу лёжа в неподвижной и торжественной позе.
Правда, не надо забывать, что фараон – бог лишь наполовину, а как человек он панически боялся смерти и не хотел умирать один. Поэтому, когда пришёл срок, Пиплкамон отправился в усыпальницу вместе с роднёй и приближёнными, так сказать, оллтугеза! Не все знают, что известная песенка «Тра-та-та, тра-та-та! Мы возьмем с собой кота, чижика, собаку, петьку-забияку, обезьянку, попугая…» родом из Древнего Египта и описывает как раз обряд захоронения фараона Пиплкамона.
Есть также теория, что в самый первый раз молодой Пиплкамон умер понарошку, из баловства, а в самый скорбный момент выскочил из саркофага с весёлой песней, и уже сразу после этого умер по-настоящему вследствие тяжёлых травм.
Версий много, и учёные над всеми работают. Есть, например, такая, что фараон умер собственно от мумификации, поскольку его забальзамировали до смерти.
Вы спросите, откуда у нас вообще взялся интерес к похоронам правителя? Трудно сказать… Вернее, сказать-то легко, только ведь посадят.
© 2024 «Красная бурда»
Да «здравствует» МУМИЁ
Боже мой ,како же это уникальнейший журнал!!!,
Знаком с ним давно, долго не заходил в силу обстоятельств, но вот зашёл, и сразу весна в душе!
Красавцы)