Год издания: 1956 г.
Город: Москва.
Военное издательство Министерства обороны СССР.
В настоящий сборник включены разнообразные игры и развлечения, которые могут быть широко использованы в условиях армейской жизни. В перерывах между занятиями, на коротком привале, в вечерние часы и в праздничные дни в подразделениях, в комнатах политико-просветительной работы и клубах затейники и организаторы солдатского досуга могут провести, пользуясь материалами настоящей книги, немало интересных групповых и парных игр и состязаний.
Хорошая память, внимание, сообразительность, ловкость, выносливость – вот те качества, которые необходимы для решения задач, предлагаемых нами в публикуемых играх и головоломках.
Составитель В. КОМПАНИЕЦ
МАРШРУТ ПО ПАМЯТИ
(игра на местности)
Во время прогулки предложите участникам запоминать наиболее заметные ориентиры, встречающиеся в пути. Придя на место, каждый должен вычертить пройденный путь, то есть нанести на бумагу в определённом масштабе свой маршрут, пользуясь топографическими знаками.
Когда маршруты всеми участниками будут вычерчены, отберите два наиболее характерных (один лучший и один худший) и разберите их со всеми участниками. При разборе обратите внимание на то, какой вред может нанести неправильно составленный маршрут.
КАНАТОХОДЦЫ
(игра-состязание)
Балансируя длинным шестом, надо пройти по канату, натянутому между двумя столбами в 60-70 см от земли. Расстояние между столбами 5-7 метров. Касаться шестом земли не разрешается.
ТЯЖЁЛОЕ БРЕВНО
(игра на воде)
Две равные команды размещаются каждая у своего бревна, свободно плавающего на поверхности воды.
Развернув бревно, команды по сигналу начинают плыть, толкая бревно перед собой. Поворачивать бревно торцом по направлению движения не разрешается. Расстояние от финиша до старта 50-75 метров.
Побеждает та команда, которая раньше доставит бревно к финишу.
НА ОДНОЙ ЛЫЖЕ
В этой игре участники состязаются в скольжении на одной лыже. Вторая нога без лыжи. Она приподнята, и ступить ею нельзя ни на лыжу, ни на снег. Ступишь – проиграешь.
КАРУСЕЛЬ
(игра на коньках)
В этой игре должно участвовать нечётное число конькобежцев. В центре становится наиболее сильный и ловкий. Он соединяет перед собой руки, сгибая их в локтях. Остальные участники игры делятся на две шеренги и, крепко взявшись за руки, присоединяются к правой и левой его рукам, лицом в противоположные стороны.
Участники начинают бег по команде, причём движение ведётся по кругу. Сначала бегут медленно, но с каждым кругом скорость благодаря центробежной силе увеличивается. Нужно уметь крепко держаться под руки, чтобы сохранить темп бега и не разорвать шеренги.
Если в игре участвует много конькобежцев, то лучше проводить её с канатом, за который во время бега держатся участники игры. В этом случае игру можно усложнить: из двух канатов сделать карусель в четыре крыла («мельница»). На каждое крыло можно поставить по восьми-десяти конькобежцев.
Эту игру можно использовать и как живое украшение на катке. Для этого к металлическому кольцу привязывается 5 канатов длиной 4-5 метров. На каждый конец становятся по 8-10 человек. Если играющие будут сохранять равнение в шеренгах, то по ледяному полю закружится живая пятиконечная звезда, лучи которой с каждым кругом всё больше и больше ускоряют темп скольжения.
СКОЛЬКО РАЗ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ СЛОВО «НАГАН»?
(головоломка)
Внимательно проверьте, сколько раз можно в этой фигуре прочитать слово «наган»?
Читать следует, идя от буквы к букве по прямым и ломаным в любых направлениях, начиная с любого места.
РАСПУТАЙТЕ!
В этой головоломке зашифрована русская народная поговорка о смелости.
От каждого квадратика с буквами идёт две линии (только от тех клеток, с которой начинается и которой оканчивается фраза, идёт по одной линии). Одна линия вводит в квадрат, а другая выводит к следующей букве. По мере отгадки букв записывайте их подряд, и вы прочтёте зашифрованную поговорку.
Головоломка «КОМПАС»
Положите на рисунок компас так, чтобы по его окружности виднелись буквы. Теперь вращайте компас вместе с рисунком влево.
Если правильно будет найдена первая буква, на которую покажет зачернённая часть стрелки, то противоположная часть стрелки укажет на следующую букву.
В результате, обойдя стрелкой все буквы, вы прочтёте превратившуюся в пословицу фразу величайшего грузинского поэта Шота Руставели.