Тема купания коней всегда была популярна в русской живописи, но всё же уступала теме купания женщин. Мясистые и бесстыжие купальщицы лучше раскупались и стоили дороже мясистых, но целомудренных коней. К счастью, Кузьму Петрова-Водкина это не смутило.

Здравствуйте, любители прекрасного! Сегодня мы с вами побеседуем о картине, которая была написана в далёком 1912 году и сразу стала символом русского символизма, который шёл тогда в авангарде мирового авангардизма.

Речь о знаменитой картине Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня».

 

* * *

 

Существует множество версий, легенд и историй о том, как создавался этот шедевр – не две, не три, и не десять. Так вот, согласно одной из них автор первоначально задумывал совершенно революционную картину-манифест «Холщовый квадрат». Но внезапно у него появились деньги на красную и синюю краски, и он решил, что «Холщовый квадрат» от него никуда не уйдёт.

По другой версии, красок у Петрова-Водкина поначалу было как раз в избытке, и он последовательно нарисовал: «Купание гусей», «Валяние свиней», «Стояние коров», «Три тонущих мальчика» (пока ещё без коней), «Купание Иваном Царевичем Серого волка», «Топтание красного петуха»… И вот в этот-то момент краска у Кузьмы иссякла! Так что первый вариант «Купания коня» был якобы выполнен углём и без мальчиков, поскольку чёрный, то есть вороной конь умел купаться сам.

Однако затем, ознакомившись с палитрой недорогих красок, выпускаемых Хвалынским заводом красных красок (ХЗКК), художник продаёт за бесценок всё нарисованное ранее и всерьёз берётся за главное полотно своей жизни, символизирующее мытьё «немытой России»!

Впоследствии «Купание красного коня» получило всемирный приз за «лучшее изображение коня» в 1912 году, а также звания «Конь года» и «Конь зрительских симпатий».

 

* * *

 

А пока – закормленный конфетами юный ученик художника целыми днями позирует учителю, сидя голышом на красном диване. В конце концов извозившегося в шоколаде юнца тоже пришлось купать. Конь же был дорисован позднее. И ещё два коня. И два мальчика.

В итоге на картине – три коня. Очевидная Тройка-Русь. Куда помчит она свежепомытых Трёх богатырей (влияние Васнецова)? Естественно, нет ответа (влияние Гоголя). Но при внимательном взгляде на картину становится очевидно, что вот-вот закончится этот круговорот (против воли часовой стрелки!) энергии и красок, и она помчит, непременно помчит трёх худосочных Чудо-мальчуганов под музыку Чайковского к торжеству Русского духа, которым так отчётливо пропитана вся, казалось бы, навечно оторванная от реальности картина!

 

* * *

 

Согласно легенде, конь, который позировал Петрову, а следовательно и Водкину, был обычного, голубого цвета. Но, попав под влияние авангарда, художник изобразил его в совершенно невообразимой в природе цветовой гамме.

Думается, гениальный художник просто-напросто предвидел время, когда после купания в любом водоёме кто угодно, пусть даже и конь, будет окрашиваться в разные неестественные цвета.

Если верить ещё одной версии, то первую версию будущего шедевра Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик и с реального мальчика по кличке Жеребец. И будто бы именно поэтому у Мальчика такой испуганно-выпученный глаз, так как жеребец не привык чувствовать на себе Жеребца.

 

* * *

 

Обратите внимание: при том что конь таращится на своего наездника, его правая передняя нога приподнята как бы в приветствии нам, зрителям.

Тем не менее картина была бы излишне статичной, если бы не события, происходящие на втором плане. Взгляните: в верхнем левом углу конь гонится за мальчиком, который убегает в правый нижний угол. Это придаёт картине динамику и загадочность: чем, что и куда насолил голый мальчик белому жеребцу или белой лошади? Успеет ли он спастись до конца выставки?..

Художник расположил на полотне трёх голых молодых мужчин, но при этом начисто лишил картину сексуальности! Взгляните: ни один из мужчин не смотрит на другого.

Но это только на первый взгляд. Приглядевшись повнимательнее, мы заметим, что конь у художника изображён обнажённым! На нём нет седла, подпруги, попоны. Единственное, чем прикрыта конская нагота – это уздечка и тело голого наездника. Кстати, у наездника нет даже уздечки.

При этом мощный, красный, энергичный конь явно олицетворяет собой мужское начало, а расслабленный мальчик – явно женское.

Тем не менее слабый мальчик сидит на спине могучего жеребца как хозяин, опершись всем тазом на круп. Изнеженный крестьянский мальчик не привык к отказам, он беспощаден и жесток. А конь – вещь, он покорен и покорён, он – воплощение сферического коня в вакууме, но только в воде, что на языке искусства одно и то же.

Хочется также заметить, что и вода очень хорошо изображена художником. Она как бы заполняет углубление в земле, и это очень важно в понимании картины.

 

* * *

 

Как мы уже говорили, «Купание красного коня» произвело неизгладимое впечатление на современников. К. Чуковского, например, оно вдохновило на написание стихотворения «Коньдодыр», в котором имеются такие строчки:

Рано-рано на рассвете

Моют тело жеребята!

На спине у них ребята –

Тоже моют всё себе…

 

А известный поэт Эссенин откликнулся на «Красного коня» такими строками:

… Будто я на розовой кобыле

Проскакал по морю без трусов…

Весь в мыле…

(В другой рукописи –

… Будто я на розовой кобыле

Проскакал малиновым конём…)

 

Говорили мы и о том, что для картины мастеру позировал его ученик. Впоследствии ученик Кузьмы Петрова-Водкина, Степан Иванов-Пиво пошёл дальше своего мэтра и в своей работе «Купание Первой конной армии» изобразил не трёх, а без малого четыреста двадцать восемь купающихся коней!

 

* * *

 

В 1914 году картина экспонировалась на выставке в Швеции, и там её увидел конюх шведского короля, большой ценитель картин про коней. Конюх побежал во дворец и позвал на выставку своего хозяина, шведского короля. Добрый король щедро наградил живописца грамотой и медалью, а также предложил ему пол-Швеции и королевскую дочь в придачу, если Петров-Водкин согласится нарисовать его парадный портрет «Купание шведского короля с конём и конюхом», но художнику это было неинтересно. На родине его ждали «Селёдка», «Петроградская мадонна» и «Смерть комиссара» работы, которые он мог написать только в России.

Картина же надолго осталась в Швеции, и лишь после Второй мировой войны блудный конь вернулся домой. В 1950 году вдова (по другим данным – вдовец) художника передала картину в дар помойке во дворе Третьяковской галереи…

 

* * *

 

За последние сто лет «Купание красного коня» много раз похищали, грубо вырезая из рам, поэтому уши, копыта, хвост и некоторые другие детали образа оказались как бы за пределами полотна. Время от времени эти части конского тела всплывают по отдельности на разных аукционах.

Имейте это в виду, уважаемые любители прекрасного!

 

© 2015 «Красная бурда»

Рис. К. Петрова-Водкин

Оцени запись
[Всего: 17 Average: 4.7]

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Оставить комментарий