Так уж сложилось, что имя художника в нашей памяти неразрывно ассоциируется с его главным творением. Рафаэль – «Сикстинская Мадонна», Микеланджело – «Давид», Крамской – «Незнакомка наутро», Врубель – «Демон», Петров-Водкин – «Конь» и так далее. Ну, а Леонардо да Винчи – это, конечно же, вертолёт. Но сегодня мы поговорим о другом его произведении, о старушке Моне Лизе, что доживает в Лувре свой пятый век…
В первый раз мы встречаем репродукцию этой картины в учебнике истории за седьмой класс. Каждый, кто увидел её, навсегда остался покорён странной, необычной красотой этой женщины, несмотря на огромный синяк у неё под глазом и на дымящуюся папироску в изящных пальцах…
Картина «Мона Лиза», написанная более пятисот лет назад, уже почти пятьсот лет считается величайшим мировым шедевром. Недаром она весит целых восемь мегабайт и занимает особое место в коллекциях лучших скринсейверов и фотообоев.
Существует много версий о том, что за женщина изображена на картине. Самая распространённая, о богатой венецианке, кажется нам не состоятельной – у тётки ни кольца, ни печатки, ни цепочки с колье. Прачка какая-то, а не жена аристократа.
Она словно сошла к нам со страниц средневекового сайта знакомств. Так и хочется дописать ниже: «Ищу парня тридцати-сорока лет для дружбы, переписки, секса на один-два раза. О себе: замужем, проживаю с супругом. Уважаемые модераторы, на картине – я. Просьба картину не удалять!»
При этом изображённую на картине женщину сложно назвать безупречно красивой. Сегодня эта, с позволения сказать, красавица не прошла бы кастинг даже в прогноз погоды. Но она и не уродка – у неё по пять пальцев на руках (большой, на левой руке, просто не виден), два глаза, правильный нос, нормальный рот, волосы в наличии. Что же заставляет нас снова и снова всматриваться в её черты? Вообще, что имел в виду великий Леонардо, когда водил кистью по холсту? Просто хотел женщину изобразить? Но зачем, с какой целью? Чем она лучше других? Вы возразите, конечно: а чем она хуже других? А вот вопросом на вопрос отвечать некрасиво! Кто мне это сказал? А какая разница?!..
Как видите, гениальное творение да Винчи рождает множество вопросов у современного зрителя. Например: почему под портретом нет годов жизни усопшей?
* * *
Создание «Моны Лизы» относится к тому периоду в творчестве Мастера, когда наибольшего расцвета достигла его, без сомнения, выдающаяся борода. Седые космы живописно ниспадали на грудь, в которой билось сердце самой эпохи Возрождения… Впрочем, эта информация навряд ли поможет нам проникнуть в суть произведения.
Гораздо полезнее будет порассуждать о творчестве великого да Винчи.
А что можно сказать о творчестве Леонардо? Можно смело сказать, что творчество у этого гения – хорошее. Видно, что к рисованию картин гений подходил креативно – не то что смену отмантулил у мольберта и адью, а с душой рисовал, с выдумкой, старался. Вот почему шедевры у него получались такие красивые!
И всё же удивительно, как, каким чудесным образом в XVI веке великому Леонардо удалось справиться с эффектом «красных глаз».
А теперь давайте попробуем описать картину своими словами. Сидит женщина. Лоб высокий, таких не бывает. Нос прямой, как стрела. Глаза тёмные, немного раскосые, смотрят на тебя. Бровей почти нет. Губ тоже почти нет, хотя рот есть. Рот улыбается. (Говорят, чтобы Мона Лиза постоянно улыбалась, художник перед началом работы опускал своё лицо в бисквитный торт). А вообще портрет очень похож на фоторобот. Возможно, её разыскивала полиция, а портрет был сделан со слов очевидцев?
Да, так вот. Улыбающийся рот при этом тщательно закрыт, что оставляет открытым вопрос о состоянии зубов состоятельной венецианки. Художник сумел раскрыть её глаза, но не сумел раскрыть рот. Почему? Что заставляет девушку держать язык за зубами?
Кроме того, на картине течёт река, стоит гора, висят волосы, лежат руки…
Руки расположены так, будто молодая венецианка щупает у себя пульс, пытаясь подавить какое-то волнение. А может, эти массивные ладони что-то прячут, скрывают от нас? Но что? Пачку презервативов, сигареты? Пульт от телевизора? Тест на беременность?
И что означает этот насмешливо-презрительный взгляд Моны Лизы из-под выщипанных бровей? О чём же картина говорит в первую очередь нам, зрителям-мужчинам? Она как бы говорит нам: «Ничего вам тут не обломится, дорогие зрители-мужчины! Идите к Данае или к Венере!»
Художнику этот взгляд тоже не сулит ничего хорошего. «Пиши, пиши, мазила, чёрта лысого мы с мужем тебе заплатим!..» – как бы говорит он великому Леонардо.
* * *
Далее. Мона Лиза сидит на балконе или лоджии, и можно сделать вывод, что в средние века балконы и лоджии не стеклились. Помогает нам эта информация? Нет, не помогает. А значит, идём дальше.
Если внимательно всмотреться в картину можно заметить, что у Джоконды есть второй подбородок, искусно затемнённый великим Леонардо, этим гениальным лакировщиком действительности. Говорят, поколупав картину стамеской, эксперты под вторым подбородком обнаружили у Моны Лизы третий и даже четвёртый.
Если, движимые стремлением доколупаться до правды, мы вглядимся в картину ещё внимательнее, можно сделать потрясающее открытие: за спиной главной героини бушует типичный пейзаж Алапаевского района Свердловской области – грязь, распутица, какой-то полуразрушенный мост… Спасибо тебе, Леонардо! Спасибо за то, что воспел наш родной Алапаевский район!
* * *
А теперь обратите внимание, как образцово сидит девушка. Словно примерная школьница – спинка прямая, шейку тянет – кажется, ещё секунда и Моночка поднимет руку и выйдёт к доске, чтобы получить очередную «пятёрку».
А может, на самом деле перед нами не целая картина, а лишь фрагмент большой картины? Например, «Выпускницы школы № 5 после выпускного вечера. Венеция, 1502 год»? А? Почему бы нет?
Но внезапно возникает ещё один вопрос: а сидит ли она, позируя? Ног-то не видно. Может быть, опираясь руками, она делает уголок, и тогда перед нами не беззаботная дама, а спортсменка, итальянка и просто красавица. Но если представить, что она сидит, к примеру, на корточках, то тогда вполне понятно это лукавое выражение лица бесстыдной средневековой дамочки. Нам представляется, что Леонардо нарочно отсёк женщине ноги, чтобы поставить перед нами больше вопросов и не дать ни одного убедительного ответа. Вот таков он – злой гений эпохи Воздержания.
И всё-таки есть такое ощущение, что нам не хватает совсем чуть-чуть, чтобы получить полную картину этой картины. Какой-то мелкой детали, зацепки. Но какой? Любой мало-мальский знаток композиции скажет вам, что на картине не хватает третьего глаза на лбу у девушки! Вот мысленно дорисуйте третий глаз – и всё! И совсем другая картина получается! С третьим глазом Мона Лиза достигает поистине буддийских вершин успокоенности, равновесия, и загадочная улыбка её приобретает глубину…
Но никакого третьего глаза Леонардо да Винчи не нарисовал, да и нам это сделать навряд ли кто-то позволит. А значит, загадка «Моны Лизы» так и останется неразгаданной…
* * *
Что и говорить, интрига, закрученная в картине, безусловно, сильна. Но, к сожалению, даже при всём этом картина «Джоконда» производит на зрителя гораздо меньшее впечатление, чем кинокартина «Анаконда». На Джоконду посмотрел пару минут и пошёл дальше, а «Анаконда» держит в напряжении более полутора часов!
Отчего так происходит? В этом и заключается загадка великого фильма «Анаконда».
© 2010 «Красная бурда»
Рис. Л. Д. Винчи